В былые времена Иркутский государственный университет имел свой флот из семи судов, курсирующих по озеру Байкал, Братскому водохранилищу и монгольскому озеру Хубсугул. Благодаря им многие учёные проводили исследования, мониторинг экологической ситуации в регионе, а студенты — учебные практики. В кризисные 90-е годы, по мере сокращения финансирования флота, судов становилось всё меньше и меньше.
На сегодняшний день единственным действующим научно-исследовательским судном (НИС) ИГУ является «М.М. Кожов».
Корабль сошел со стапелей Новосибирской верфи в 1982 году. «М.М. Кожов» — это специально оборудованное научно-исследовательское судно, названное в честь знаменитого выпускника ИГУ, доктора биологических наук, профессора, всемирно известного гидробиолога и лимнолога, байкаловеда М. М. Кожова.
Корабль вошел в состав университетского флота только в 1991 году. С этого времени ежегодно на нем проводятся научные экспедиции российских и международных проектов по исследованию озера Байкал. Кроме функций, связанных с выполнением научных и образовательных проектов, стоит отметить, что «М.М. Кожов» играет важнейшую социальную роль. В период отсутствия официальной навигации (весна и осень, вплоть до декабря), корабль является практически единственным связующим звеном между поселками Листвянка и Большие Коты. Так, корабль помогал осуществить перевозку значительной части оборудования для монтажа мобильной связи в поселке Б. Коты.
С борта судна ведется пробоотбор для проведения долгосрочного эксперимента по биомониторингу фито и зоопланктона — так называемый проект «Точка № 1». Это поистине уникальная программа, первое и самое продолжительное подобное исследование. Он внесен в Книгу рекордов России как самый длительный проект регулярного экологического мониторинга в истории современной науки (с февраля 1945 г. — 72 года). Все собранные материалы ежегодных наблюдений внесены в единую базу данных, правообладателем которой является Иркутский государственный университет.