Они были первыми
С первых дней учебный процесс в ИГУ был наполнен разнообразными историческими, филологическими и философскими дисциплинами

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ
Подготовка историков и филологов началась в ИГУ с момента его создания в 1918 году.

«…По 23 октября с.г. ( 1918 г. – прим. автора) в университет поступило 450 слушателей. Из них студентов: на юридический факультет – 58, на историко-филологический факультет – 70. Из других высших учебных заведений – 52, остальные вольнослушатели и вольнослушательницы».

Историко-филологический факультет являлся одним из двух созданных в тот момент учебных структурных подразделений университета (второй – юридический факультет). Факультет имел три отделения: славяно-русское, историческое и восточное. Первыми преподавателями факультета и университета были деятельные ученые из университетов европейской части России, заложившие научные и методические направления развития: философия, классическая филология, сравнительное языковедение и санскрит, русский язык и русская литература, славянская филология, всеобщая история, русская история, история церкви. Ими же были созданы первые кафедры факультета: философии (заведующий – проф. М.М. Рубинштейн), русской истории (заведующий – проф. В.И. Огородников), истории русской литературы (заведующий – проф. Л.И. Пономарев), славянской филологии (заведующий – проф. А.М. Селищев), общего и сравнительного языкознания (заведующий – проф. Л.Д. Миронов).
С самого начала учебного и научного процесса для факультета был характерен широкий спектр исторических, филологических и философских дисциплин. План преподавания на всех отделениях факультета предполагал блок пропедевтических (пропедевтика – введение в науку), основных и вспомогательных дисциплин, а также серьезный блок практических занятий, обязательное изучение древних (латынь и греческий) и новых (английский, французский и немецкий) языков.

Так, студенты и слушатели исторического отделения изучали из пропедевтики: введение в философию и языкознание, психологию, общую теорию права. Основные дисциплины включали в себя историю первобытной культуры (доц. Б.Э. Петри), историю древнего Востока (доц. И.Г. Франк-Каменецкий), историю Рима (проф. В.П. Доманжо), курсы Русской истории и истории Сибири (проф. В.И. Огородников), история древней философии (проф. М.М. Рубинштейн), замыкал этот блок курс «Латинский автор» (прив.-доц. Г.Г. Генкель). К вспомогательным предметам относились не менее интересные: история семитских религий, православное богословие, история буддизма, история русской литературы. Проводились практические занятия и семинарии по истории средних веков, истории Сибири, истории смутного времени, изучению мемуаров XVIII века, древнеегипетских иероглифов, отдельно разбирались многие философские и исторические труды предшественников.

Венчала учебный процесс языковая подготовка, и это было общее требование для всех отделений факультета. Студенты должны были усвоить элементарные курсы латинского и греческого языка и продемонстрировать владение ими при работе с текстами рукописей и книг, а также овладеть одним из трех новых языков: английским, французским и немецким на выбор. Весьма показательно, что новые языки давали студентам их национальные носители. Например, французский читал маркиз де Совиль, немецкий – И.О. Гальм, английский – Г.Э. Уиттик.

Своя специфика в обучении была у студентов восточного и славяно-русского отделений историко-филологического факультета. Первые более углубленно изучали историю Востока, буддизм, совершенствовались в санскрите и монголо-бурятском языках. Вторые детально разбирали грамматику греческого и славянских языков, осваивали старославянский, историю русской литературы и диалектологию. Встречались студенты разных отделений и даже факультетов на некоторых общих лекториях и курсах иностранных языков.
Игорь Чапыгин
Александр Ануфриев


Как формировалась смета молодого университета

Сотрудники Центра историко-культурного наследия ИГУ обнаружили в Государственном архиве Российской Федерации уникальные документы по истории открытия иркутского университета

Первый «государственный»

Предыстория создания университета

«Желающих оказалось так много, что все они не смогли войти в здание и прогуливались по Набережной»