Они были первыми
С первых дней учебный процесс в ИГУ был наполнен разнообразными историческими, филологическими и философскими дисциплинами

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ
Подготовка историков и филологов началась в ИГУ с момента его создания в 1918 году.

«…По 23 октября с.г. ( 1918 г. – прим. автора) в университет поступило 450 слушателей. Из них студентов: на юридический факультет – 58, на историко-филологический факультет – 70. Из других высших учебных заведений – 52, остальные вольнослушатели и вольнослушательницы».

Историко-филологический факультет являлся одним из двух созданных в тот момент учебных структурных подразделений университета (второй – юридический факультет). Факультет имел три отделения: славяно-русское, историческое и восточное. Первыми преподавателями факультета и университета были деятельные ученые из университетов европейской части России, заложившие научные и методические направления развития: философия, классическая филология, сравнительное языковедение и санскрит, русский язык и русская литература, славянская филология, всеобщая история, русская история, история церкви. Ими же были созданы первые кафедры факультета: философии (заведующий – проф. М.М. Рубинштейн), русской истории (заведующий – проф. В.И. Огородников), истории русской литературы (заведующий – проф. Л.И. Пономарев), славянской филологии (заведующий – проф. А.М. Селищев), общего и сравнительного языкознания (заведующий – проф. Л.Д. Миронов).
С самого начала учебного и научного процесса для факультета был характерен широкий спектр исторических, филологических и философских дисциплин. План преподавания на всех отделениях факультета предполагал блок пропедевтических (пропедевтика – введение в науку), основных и вспомогательных дисциплин, а также серьезный блок практических занятий, обязательное изучение древних (латынь и греческий) и новых (английский, французский и немецкий) языков.

Так, студенты и слушатели исторического отделения изучали из пропедевтики: введение в философию и языкознание, психологию, общую теорию права. Основные дисциплины включали в себя историю первобытной культуры (доц. Б.Э. Петри), историю древнего Востока (доц. И.Г. Франк-Каменецкий), историю Рима (проф. В.П. Доманжо), курсы Русской истории и истории Сибири (проф. В.И. Огородников), история древней философии (проф. М.М. Рубинштейн), замыкал этот блок курс «Латинский автор» (прив.-доц. Г.Г. Генкель). К вспомогательным предметам относились не менее интересные: история семитских религий, православное богословие, история буддизма, история русской литературы. Проводились практические занятия и семинарии по истории средних веков, истории Сибири, истории смутного времени, изучению мемуаров XVIII века, древнеегипетских иероглифов, отдельно разбирались многие философские и исторические труды предшественников.

Венчала учебный процесс языковая подготовка, и это было общее требование для всех отделений факультета. Студенты должны были усвоить элементарные курсы латинского и греческого языка и продемонстрировать владение ими при работе с текстами рукописей и книг, а также овладеть одним из трех новых языков: английским, французским и немецким на выбор. Весьма показательно, что новые языки давали студентам их национальные носители. Например, французский читал маркиз де Совиль, немецкий – И.О. Гальм, английский – Г.Э. Уиттик.

Своя специфика в обучении была у студентов восточного и славяно-русского отделений историко-филологического факультета. Первые более углубленно изучали историю Востока, буддизм, совершенствовались в санскрите и монголо-бурятском языках. Вторые детально разбирали грамматику греческого и славянских языков, осваивали старославянский, историю русской литературы и диалектологию. Встречались студенты разных отделений и даже факультетов на некоторых общих лекториях и курсах иностранных языков.
Игорь Чапыгин
Александр Ануфриев


Сотрудники Центра историко-культурного наследия ИГУ обнаружили в Государственном архиве Российской Федерации уникальные документы по истории открытия иркутского университета

Как формировалась смета молодого университета

Первый «государственный»

Предыстория создания университета

«Желающих оказалось так много, что все они не смогли войти в здание и прогуливались по Набережной»