Из истории университетского хора
Долгое время хоровые коллективы ИГУ не могли наладить регулярную работу. Все изменилось с приездом в Иркутск одаренного хормейстера Анатолия Кузьмича Ромащенко

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ
Несмотря на то, что университет в первую очередь является научно-образовательным учреждением, с первых лет работы нашего вуза студенты во внеучебное время активно занимались спортом и художественной самодеятельностью. Сегодня хочется перелистать некоторые страницы музыкальной летописи университета и заглянуть в историю работы студенческих хоров. Это тем более уместно, что 1 апреля будет торжественно отмечаться 50-летний юбилей нынешнего хора ИГУ, родившегося осенью 1967 года.
Николай Дмитриевич Бушмакин (1875 – 1936)
Александр Афанасьевич Авдеев
Справедливости ради необходимо подчеркнуть, что студенческие хоры периодически создавались на базе университета с первых лет существования данной организации. Из числа руководителей этих «ранних» хоров, существовавших до 1967 года, следует выделить Александра Афанасьевича Авдеева – яркого вокалиста, жившего и выступавшего в Иркутске в 1940-1953 годах. По отзывам современников, этот исполнитель обладал красивейшим «бархатным» басом и незаурядными артистическими данными, в связи с чем Авдеев являлся ведущим вокалистом города. Еще до приезда в Иркутск артист стал организатором Кубанского вокального квартета, а затем, работая в Москве, руководил народным хором. Таким образом, к началу сотрудничества с ИГУ этот человек имел не только большой певческий, но и немалый хормейстерский опыт. По воспоминаниям Юлии Борисовой (Санкт-Петербург), артист всегда особенно благоволил к обладателям низких голосов: как мужских, так и женских. Неудивительно, что в 1951 году он выставил на смотр художественной самодеятельности еще и такой коллектив как ансамбль басов, состоящий из студентов ИГУ.
К сожалению, долгое время хоровые коллективы ИГУ не могли наладить регулярную работу. Все изменилось с приездом в Иркутск одаренного хормейстера Анатолия Кузьмича Ромащенко. Этот музыкант оставил значимый след в культурной жизни нашего города, поэтому неудивительно, что и его сегодня его имя иркутяне вспоминают с большой теплотой. По свидетельствам тех, кто хорошо знал Анатолия Кузьмича, это был не только высококлассный специалист, но еще и подлинный интеллигент, которого отличали исключительная честность и внимательное отношение к окружающим.
Невозможно не сказать нескольких слов о творческой биографии музыканта. Анатолий Ромащенко родился 1 апреля 1935 года в Ленинграде и огромную любовь к «городу на Неве» сохранял до конца своих дней. Погружение в мир музыки началось в тот момент, когда юный Толя пришел в хор Ленинградского Дворца пионеров. Затем было обучение в музыкальном училище, позднее – в Ленинградской консерватории. Окончив ее в 1964 году, Ромащенко работал в Петрозаводском театре музыкальной комедии. В 1967 году вместе с женой, певицей Ниной Забелинской, приехал в Иркутск. Первое время Анатолий Кузьмич был хормейстером театра музыкальной комедии, затем долгие годы преподавал в Иркутском областном училище искусств. Кроме того, одно время являлся художественным руководителем филармонии. Но помнят Ромащенко, в первую очередь, как создателя хора Иркутского государственного университета, появившегося осенью 1967 года. Как мы видим, коллектив образовался сразу после приезда хормейстера в Иркутск.
Николай Дмитриевич Бушмакин (1875 – 1936)
Анатолий Кузьмич Ромащенко
Необычайно интересным документом, отражающим специфику работы хора в самом начале его творческого пути, являются звуковые воспоминания самого Анатолия Ромащенко. Их удалось обнаружить в давней радиопередаче 1984 года, подготовленной музыкальным критиком Ниной Шаманской. Этот раритет удалось обнаружить в фонотеке Иркутского радио. Итак, Анатолий Кузьмич рассказывал тогда: «Пригласили в университет. Я с радостью согласился. Ну, конечно, первый год был в общем-то сложный и вместе с тем с хорошим творческим накалом. Мы в первый же год сделали хорошую программу и уже весной заявили о себе как о коллективе уже на достаточно хорошем уровне. И первые 5-6 лет, когда был стабильный состав хора, были интересные работы: и программы сложные, и гастрольные поездки в Читу, Улан-Удэ. Так что жизнь закипела».

Чудом дожил до наших дней и еще один звуковой документ – десятиминутная запись выступления хора, относящаяся к самым первым годам его существования. Сохранилась она на ветхой магнитофонной пленке у одной из тогдашних участниц коллектива Софьи Окуневой. Качество записей крайне несовершенное, и не все произведения записаны целиком. Однако мы можем оценить работу проведенную Анатолием Кузьмичом: в кратчайшие сроки он смог многого добиться от коллектива, состоящего из людей, многие из которых до этого были далеки от серьезной музыки. Кроме того, привлекает внимание жанровое и тематическое разнообразие исполняемых сочинений. Ведь на пленке записаны «Серенада» Сергея Танеева, русская народная песня «Грушица», украинская рождественская песня «Щедрик», спиричуэл «Не хочу воевать», небольшой фрагмент песни «Комсомольское сердце, стучи» Григория Гранкина.

Со временем репертуар хора все больше расширялся. Уже в 1980-х годах исполнялось немало оперных хоров и других серьезных сочинений отечественных и зарубежных классиков. Интересно, что в репертуаре хора было и собственное сочинение Анатолия Ромащенко – песня «Сыплет черемуха снегом» на стихи Сергея Есенина.

Студенты очень любили Анатолия Кузьмича за его обаяние и искреннюю увлеченность работой, которая была поистине заразительной. В этом плане показательны воспоминания доктора геолого-минералогических наук, профессора Алексея Королькова, певшего в хоре с 1969 года. Он рассказывает: «Для нас было огромным удовольствием ходить на хор. Мы долго не расходились после занятий. Ходили по улицам и вспоминали какие-то партии. Мне особенно нравились репетиции. Это школа. Но, когда у нас что-то не получалось, наш руководитель огорчался как ребенок». Вероятно, эта неподдельная искренность руководителя, о которой вспоминает Алексей Тихонович, была важнейшим стимулом для того, чтобы побудить студентов добиваться дальнейших творческих успехов.

Заслуги Анатолия Ромащенко были отмечены званием Заслуженного работника культуры РСФСР. И все же главное – та добрая память, которую он о себе оставил. Анатолия Кузьмича не стало в 1999 году. С этого момента прошло уже без малого 20 лет. Но созданный этим ярким музыкантом хор продолжает работать на базе ИГУ и сегодня, являясь гордостью вуза. Показательно, что руководит коллективом дочь его создателя – Татьяна Анатольевна Ромащенко. Об успехах хора хорошо знают не только сотрудники и студенты университета: коллектив немало выступает в городе и гастролирует, в том числе, за рубежом. Лучшие хоровые традиции в ИГУ продолжают жить!
Страница газеты ''Власть труда'' от 12.11.1925, посвященная юбилею научной деятельности Н. Д. Бушмакина><meta itemprop=
Хор ИГУ под управлением Анатолия Ромащенко.
Снимок 1969 года
Иван Колокольников

В 1919 году Бушмакин одним из первых откликнулся на призыв приехать в новый университет, открытый в Иркутске

1928 году будущая певица поступила в университет на лингвистическое отделение педагогического факультета ИГУ

Один из основателей естественно-научного направления в ИГУ, первый декан физико-математического факультета

В 1924 году была достигнута договоренность: катер «Чайка» отходит Академии наук, здание биостанции – Иркутскому университету

В 1921 году Академия наук передала Байкальскую гидробиологическую станцию во временное пользование Иркутскому университету