Первый чертеж катера, предназначенного для исследований Байкала и средства на который выделил иркутский миллионер Н.А. Второв, родился у В.Ч. Дорогостайского еще в поезде, когда он ехал в Петроград, окрыленный пожертвованием Второва. Затем замысел обрел конкретную форму. Многие комплектующие помогал закупать тогда еще младший зоолог Зоологического музея РАН Г.Ю. Верещагин (в будущем — основоположник советской лимнологии).
Об интересе к Байкалу уже в то время говорит такой факт. В момент создания в 1916 году КИБ (Комиссия по изучению озера Байкал) включала 10 членов, но уже в 1918 году списочный состав Комиссии увеличился до 72 человек.
В том же году КИБ снаряжает на Байкал первую академическую экспедицию, в которую вошли несколько наиболее активных энтузиастов: В.Ч. Дорогостайский, К.И. Мейер, Г.Ю. Верещагин, С.Ф. Нагибин и студент М.П. Розанов. Перед экспедицией были поставлены три основные задачи:
— Изучение фауны и флоры Байкала в связи с условиями существования организмов (впервые поставлена задача не только выявлять состав фауны и флоры, но и изучать их экологию);
— Выбор места для организации постоянной научной станции;
— Постройка первого на Байкале судна, приспособленного специально для научных исследований.
В.Ч. Дорогостайский с М.П. Розановым приехали на Байкал 13 мая 1916 года. А 6 июля исследовательский катер «Чайка» уже был спущен на воду.
Это та самая легендарная «Чайка», на которой в дальнейшем совершено огромное количество открытий! Первая неделя ушла на ее освоение, а затем состоялась первая экспедиция в район Малого Моря.
Возникла дискуссия между В.Ч. Дорогостайским и Г.Ю. Верещагиным о том, где быть первой исследовательской станции. Г.Ю. Верещагин настаивал на Чивыркуйском заливе, очевидно, исходя из того, что в этом заливе можно наблюдать весь спектр перехода условий от открытого холодноводного Байкала к мелководной и прогреваемой прибрежно-соровой зоне. В.Ч. Дорогостайский предлагал бухту Большие Коты в 20 км от истока Ангары, обосновывая это наличием хорошего открытого пространства, близостью к транспортным путям (железной дороге), а также тем, что за весьма умеренную плату купец и промышленник А.А. Сибиряков готов был уступить под станцию участок земли и сооружения.
Этот спор решила сама история.
Продолжение следует…