«Университетский клич».
Часть 2

История периодического издания ИрГосУна 1922–1923 годов

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ
Продолжаем рассказ о газете «Университетский клич», издававшейся в 1922–1923 годах. Как уже было отмечено в предыдущем очерке, особое место в ней занимали материалы музыкальной тематики. Сегодня остановимся на них, а данные архивных документов помогут внести определенные дополнения.

Необходимо отметить, что практически одновременно с началом издания «Университетского клича» в октябре 1922 года на базе педагогического факультета ИГУ стали проводиться лекции-концерты, получившие наименование «Музыкальные пятницы». Так было положено начало серьезнейшему просветительскому проекту, ставившему своею главной целью пропаганду серьезной музыки.

Примечательно, что этот университетский проект гармонично объединил ведущих участников иркутского музыкального сообщества и одаренных любителей. Исполнительская часть «пятниц» готовилась под руководством Евгении Григорьевны Городецкой (1865–1940) – виднейшего иркутского музыканта, одного из корифеев фортепианной педагогики в нашем городе. Имея колоссальные познания в сфере музыкального искусства, она занималась непосредственной подготовкой отнюдь не только пианистов, но и иных исполнителей. В качестве лектора в большинстве случаев выступал Борис Михайлович Попов (1883-1941). Именно он с начала января и до конца марта 1923 года руководил газетой «Университетский клич». Это обусловило тот факт, что данный печатный орган стал активно знакомить читателей с «Музыкальными пятницами» и усиленно пропагандировать их в среде студентов ИГУ.
Прежде, чем перейти к описанию конкретных материалов, следует сказать несколько слов о Борисе Попове. Он получил юридическое образование в Санкт-Петербургском университете, однако обладал исключительными познаниями в области музыкального искусства. Вся жизнь этого человека стала подлинным служением идее музыкального просветительства.

Еще в дореволюционный период материалы Попова выходили не только во многих отечественных изданиях музыкального профиля, но даже в зарубежной печати. Поселившись в Иркутске, Борис Михайлович стал профессором, деканом факультета музыкальной науки и композиции, а также проректором существовавшего в 1920-1922 годах Иркутского государственного музыкального университета. Для нас же сейчас особенно важно выделить тот факт, что в 1920–1924 годах он работал в ИГУ, читая курс истории музыки на педагогическом факультете.
Борис Михайлович Попов
Борис Михайлович Попов
А когда в университете стали проводиться «пятницы», год от года приобретавшие все большую популярность, Попов стал известен среди иркутян как одаренный лектор, поскольку всегда демонстрировал исключительные познания в области истории музыки. Важно заметить, что «музыкальные пятницы» до 1930 года проводились в зале педфака ИГУ, а затем еще два года — на базе Дома работников просвещения. В 1932 году их проведение прекратилось в связи с отъездом Бориса Попова в Батуми, однако иркутяне сохранили светлую память об этом удивительном человеке.

Один из наиболее интересных эпизодов журналистской деятельности Попова — работа в «Университетском кличе». В первую очередь, следует отметить его собственные статьи. Конечно же, он стремился помочь студентам найти путь к пониманию серьезной музыки. Об этом свидетельствует уже первая его публикация в газете — статья « "Лунная соната" Бетховена», опубликованная 1 декабря 1922 года в день проведения «Музыкальной пятницы», посвященной творчеству великого классика. Исключительная глубина погружения в тему, а также образный язык Попова делают достаточно сложный материал понятным не только специалистам, но и просвещенной части публики. Правда, средством популяризации музыкальных знаний среди широких масс подобная публикация все же не может быть признана в связи с исключительно глубоким погружением в предмет и обилием специальных терминов, непонятных рядовому студенту. Еще одной интереснейшей работой Бориса Попова стал отклик на 1-й том книги «Всеобщая история музыки» известного советского музыковеда Евгения Браудо. Этот пространный отклик состоял из нескольких частей и печатался в «Университетском кличе» в феврале-марте 1923 года. Примечательно, что иркутский автор адресовал Браудо замечания принципиального характера.

Помимо статей, под которыми стоит подпись «Борис Попов», газета поместила еще немало интересных материалов музыкальной тематики. Исключительно интересны отзывы о «пятницах», опубликованные за подписями «М.» и «А. Б.». Вполне вероятно, что первая подпись принадлежит Попову, поскольку до революции одним из основных его псевдонимов был «Мизгирь». Данное предположение подтверждает и то, что отклики за подписью «М.» имеют весьма высокое качество, хотя в большинстве случаев лаконичны. Статьи человека, подписывавшегося «А. Б.» и публиковавшиеся в рубрике «Музыкальные заметки» (всего 4 материала), напротив, исключительно подробны. Их автор отличался обширными познаниями в сфере музыкального искусства различных жанров и хлесткостью оценок. Но в отдельных случаях его суждения поражают исключительной примитивностью. Так, по его мнению, Сергей Рахманинов и Рейнгольд Глиэр — не более чем авторы, писавшие «общедоступную музыку». И все же важно, что статьи, подписанные «А. Б.», были написаны более популярно, чем материалы Попова, а потому могли быть понятны более широкому кругу читателей. Несомненно, они содействовали привлечению студентов на «Музыкальные пятницы».
Анонс текущей «музыкальной пятницы» в газете «Университетский клич» от 8 декабря 1922 года
Анонс текущей «музыкальной пятницы» в газете «Университетский клич» от 8 декабря 1922 года
Очень интересной явилась рубрика «Музыкальная мозаика», появившаяся в номере от 1 декабря 1922 года, но, к сожалению, не продолженная в дальнейшем. В ней сообщались занимательные факты из области истории мировой музыкальной культуры. Так, например, для «любителей поболтать во время концерта» рассказывалась история о том, как остроумно Ференц Лист ответил Николаю I, разговаривавшему во время выступления музыканта: последний перестал играть, а когда царь недоуменно поинтересовался, почему он прервал игру, тот ответил, что «все должны молчать, когда Его Величество говорит». Несомненно, подобная рубрика должна была быть интересна молодежи, но создатели газеты этого не поняли.

Газета «Университетский клич» сохранила большое количество кратких заметок музыкальной тематики, написанных разными авторами (чаще всего заметки анонимные). Также, начиная с номера от 17 ноября 1922 года и до последнего номера газеты, в ней публиковались подробные программы «музыкальных пятниц». Очень жаль, что в конце марта 1923 года газета перестала выходить. Причины, вероятно, заключались в нехватке средств. В конце того же года Комиссия содействия лабораториям и кабинетам педагогического факультета Иргосуна попробовала выпускать еще одну газету – «Музыкальная пятница». Но и она прекратила свое существование крайне быстро: известны лишь два номера (вероятно, больше и не выходило).
Несомненно, газета «Университетский клич» сыграла существенную роль в продвижении такого уникального проекта как «Музыкальные пятницы». В первый год их существования было исключительно важно проводить подобную пропаганду в печати. Она не оказалась напрасной: в последующие годы проект собирал огромную слушательскую аудиторию, причем по преимуществу студенческую. Раиса Архиповна Андреева, окончившая ИГУ в 1930 году, вспоминала: «… актовый зал педфака стал собирать столько народа, сколько, казалось, он не мог вместить: стулья были заняты все. Студенты сидели на подоконниках, занимали хоры, стояли в коридоре. А в зале звучала музыка, и нужно было видеть, с каким вниманием ее слушала аудитория». Думается, что не только принципы проведения, но и пропаганда «Музыкальных пятниц» в университетской печати представляют исключительно ценный опыт, который может быть учтен в будущем.
Иван Колокольников

История периодического издания ИрГосУна 1922–1923 годов

По страницам жизни Бориса Васильевича Зонова, первого декана географического факультета ИГУ

В памяти своих последователей Леонид Степанович Любимов, конечно же, останется как человек удивительной эрудиции, редчайшей честности и поразительного жизнелюбия

«Университетская жизнь воспринимается мною так же живо, как и 50 лет назад»

Иван Колокольников рассказывает про университетские и военные годы своего дедушки